Пятница, 03.05.2024, 08:36
Приветствую Вас Гость

Посуточная аренда в центре Киева!

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » 2009 » Январь » 14 » Революция 1908-го. Сексуальная
Революция 1908-го. Сексуальная
21:00
Сто лет назад Киев захлестнула волна свободной любви
 
 

Какие главные сенсации уходящего года вспоминались киевлянам под конец 1908-го? Историку несложно об этом догадаться. В ту пору пресса щедро снабжала наших земляков новостями, из которых явствовало, что вслед за недавно отгремевшими бурями первой русской революции ощутимо колеблются устои общественной морали.

 

«Вошедшим сюда нет выхода»...

Кое-какие «подземные толчки» наблюдались и прежде. Еще в самом начале прошлого века в Киеве ходили толки о некоем обществе с «музыкальным» названием «Дорефа». «Собственно, «общества» никакого не было, – писал современник. – Существовал кружок ловеласов и негодяев, вовлекавших в свои сети подростков, преимущественно девушек, для низменных целей.

Это были лица без определенных занятий, офицеры, чиновники и т.п. К их услугам были женщины с темной репутацией, которые поджидали и выслеживали смазливеньких девушек и соблазняли их всякими приемами. Угощали конфетками, устраивали гуляния и т.п.». Какое-то время «Дорефа», имевшая своих людей в полиции, не имела особых проблем, но потом в одной из женских гимназий разразился скандал, нескольких воспитанниц отчислили. А лидеру «общества» – офицеру по прозвищу Гри-Гри – сделали крепкое внушение и запретили отлучаться из расположения полка.

Однако к весне 1908 года оказалось, что притихшая было «Дорефа» дала среди местной молодежи пышные всходы. Теперь заговорили уже о существовании в Киеве так называемой «Лиги свободной любви». Дескать, вначале это был просто кружок без названия, где молодые люди чинно, под протокол, обсуждали новые литературные произведения, теоретические (только теоретические!) аспекты проблемы пола.

Затем нравы в собрании стали посвободнее, объединение получило название «Пиво и воля» (пародия на небезызвестную «Землю и волю»). И уже на третьей стадии оно приняло вид «лиги», в которой литературные занятия окончательно уступили место алкоголю и сексу. Встречи («сеансы») лигистов проходили на съемных квартирах, увешанных надписями типа «Вошедшим сюда нет выхода»...

Характерно, что вовлечение новых партнеров производилось теперь самими лигистами, без участия профессиональных соблазнителей. И быстро находило среди молодежи заинтересованный отклик!

Во всем виноваты …книги

Эту новую тенденцию связывали с... воздействием художественной литературы. В 1907 году был напечатан роман беллетриста Михаила Арцыбашева «Санин». Его герой Владимир Санин, сильный и обаятельный циник, уверенно отстаивал высвобождение плотских инстинктов.

Своей мимолетной подруге он втолковывал: «Мы заклеймили желания тела животностью, стали стыдиться их, облекли в унизительную форму и создали однобокое существование... Люди должны наслаждаться любовью без страха и запрета, без ограничения». А тех, кто предавался рефлексии, страдал по поводу краха общественных идеалов и накладывал на себя из-за этого руки, Санин откровенно презирал: «Одним дураком на свете меньше стало!»

Нынешним читателям этот опус, вероятнее всего, покажется архаичным, местами даже нудноватым. Однако после традиционной назидательности русской классики и порожденного ею массового фарисейства «Санин» показался современникам чуть ли не потрясением всех моральных основ. Многие молодые люди извлекали отсюда заманчивый посыл – забыть о мировых проблемах и подумать о радостях жизни. И начинали вести себя соответственно.

Автор романа Арцыбашев позже оправдывался: «В эпоху Санина меня обвиняли в появлении знаменитых лиг свободной любви, к которым я, по правде сказать, столько же причастен, как и к лунному затмению». Но надо все же признать, что его идеи упали на плодородную почву.

Акушерки – самые развращенные

Киевская пресса охотно муссировала завлекательную тему. Разумеется, в плане борьбы с моральной распущенностью! Добровольными помощниками в этом выступили целомудренные ровесники членов «Лиги свободной любви», ради спасения друзей и подруг передававшие журналистам известные им факты и слухи.

Так, из сообщений газеты «Киевская мысль» можно было узнать, что основу женского «контингента» Лиги составляли «представительницы акушерских курсов и двух местных гимназий», что «во главе всей организации стоит, как уверяют, студент III курса по прозванию Генрих Красивый». Уточнялись детали заседаний лигистов. К примеру, одно из киевских сообществ называлось «Огарки». Его участники зажигали свечи и занимались благопристойным чтением до того момента, как погаснет последний огарок, а после этого начиналась оргия.

Как и в наше время, не упустила возможности посмаковать киевский скандал российская столица. Петербургские «Биржевые ведомости» зловеще информировали насчет кружка «свободной любви» в Киеве: «В кружковых собраниях... происходит пьянство и разврат, прикрытые обсуждением модернистской литературы. В кружке свирепствуют венерические болезни». Справедливости ради отметим, что сто лет назад страсти разгорелись не только на берегах Днепра. Слухи о «лигах свободной любви» доносились тогда из разных городов Российской империи – то из Минска, то из Бердичева, то из Полтавы...

Полиция лигу не нашла

После серии публикаций власти изрядно переполошились; полиция была поднята на ноги. Но официальное дознание так и не сумело напасть на след «лиги свободной любви». Или, может быть, не захотело, боясь «засветить» имена отпрысков каких-нибудь высокопоставленных семейств? По итогам расследования губернатор граф Павел Игнатьев докладывал высшему начальству: «Несмотря на все принятые меры, подобной организации в Киеве не обнаружено.

Получались указания на некоторые дома и квартиры, над которыми были устанавливаемы секретные наблюдения, но безрезультатно. Тем не менее, на основании добытых данных приходится засвидетельствовать тот грустный факт, что в Киеве, среди учащейся молодежи женского пола, действительно есть немало развращенных девиц различных возрастов.

Воспитанники мужеских учебных заведений заводят знакомства с такими девицами исключительно для половых сношений, которые устраиваются по ночам в различных местах свиданий и даже на открытом воздухе. Эта испорченность нравственности учащейся молодежи является результатом влияния современной литературы».

К концу 1908 года тема «свободной любви» сошла на нет, оставив шлейф газетных сообщений и ехидных карикатур. А у многих нынешних читателей, задерганных растущим кризисом, рассказ о «сексуальной революции» столетней давности вызовет горький вздох: нам бы их проблемы!


Комментарии в ЖЖ
Михаил КАЛЬНИЦКИЙ
газета "по - киевски"

Версия

Просмотров: 648 | Добавил: jam-rent | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
1 Afanasik  
0
Бывают в жизни огорченья dry
Но это не тот случай wink

Имя *:
Email *:
Код *:

Меню сайта

Интересно о Киеве

«  Январь 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Поиск

Друзья сайта


Украинская Баннерная Сеть
Depeche Mode Depeche Mode
Форма входа
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Copyright MyCorp © 2024