Есть определенный вид работы – значит, появляются и ее исполнители. Едва необходимость в их труде отпадает, профессия исчезает. Так канули в Лету гонтари (покрывали крышу тонкой доской – гонтом), стельмахи (делали колеса для телег и бричек), цагельщики (лепили кирпич – цеглу), кожушники (шили верхнюю одежду – кожухи), бруковщики (мостили дороги брусчаткой).
Конечно, если и сейчас ездят по селам телеги – значит, нужны стельмахи; на некоторых улицах по старинке выложены мостовые – это заслуга бруковщиков. Только названия этих профессий редко кто помнит: они перешли в разряд устаревших. За неимением графов и пэров отпала необходимость в лакеях, дворецких и прочей прислуге. Позволить себе таких наемных работников могут разве что богачи. Гувернантки нынче тоже не те, что были: в старину эти дамы поселялись в доме со своими воспитанниками и жили там долгие годы, прикипая к семье всей душой. Современные же няни дежурят с детьми строго «от сих до сих», без всякого намека на «родство душ».
Всесторонняя автоматизация поставила крест на механической работе. Уже не нужны наборщики текста, машинистки. А Интернет сделал почти бесполезным труд библиотекарей и архиваторов.
Комашник – это слово пришло на Полесье из польского языка. Означает оно профессию закройщика обуви. В народе комашников уважали: мало кто, кроме них, умел делать лекала для выкройки кожи.
Бакенщик – это рыбак, в обязанности которого входит зажигание фонарей на плавучих плетеных корзинах – бакенах. Они нужны, чтобы ночью суда не столкнулись и не сели на мель. По вечерам бакенщики зажигали бакены, а утром тушили. В остальное время – рыбачили.
Гужевник – человек, делающий гужи – кожаные или веревочные петли для скрепления оглобель с дугой. Теперь понятно, откуда крылатое «Взялся за гуж, не говори, что не дюж»?.. Впрочем, гужами называли любой гужевой («лошадиный») транспорт. Так что гужевником мог быть и простой перевозчик.
Балагол – владелец упряжных тележек. Если перевести на современный лад, то балаголы выполняли функции грузового такси: перевозили мебель, домашнюю утварь. За небольшую доплату могли все эти тяжести еще и занести в дом.
Фактор – посредник. Пронырливые и наглые факторы всегда знали, кто продает недвижимость, у кого в доме невеста с богатым приданым, где можно выгодно купить-продать живность... За деньги они сводили продавцов и покупателей.
Мацапек – типичная работа «на время». Мацапеки трудились в поте лица всего неделю в году: пекли мацу – лепешки из теста, которые едят во время еврейского праздника Песах. Это единственный хлеб, разрешенный к употреблению в этот период. Поэтому профессия мацапека считалась значимой.
Банкоброшник – человек, который отвечал за работу банкоброша – машины в бумагопрядильном производстве, разбивающей массу хлопкового волокна на отдельные, более тонкие жгуты.
Пимокат – так в Сибири называли мастеров по пошиву зимних сапог – пимов. Это сапоги из оленьей шкуры шерстью наружу. Сейчас называются просто обувщиками.
Шорник – ремесленник, изготавливающий конную упряжь – шоры. По одной версии это наглазники, прикрепленные к уздечке – чтобы лошадь не могла смотреть по сторонам. Другой вариант – часть упряжи, применяемая вместо хомута. Во времена «конного транспорта» шорники были в каждой деревне.
Фонарщик – и раньше, и сейчас так называли рабочего, который зажигает уличные фонари и следит за их исправностью. С появлением электричества обязанностей у фонарщиков поубавилось: не нужно бегать по улицам со свечкой, карабкаться по лестнице, чтобы зажечь фитили десятков фонарей. Достаточно нажать одну кнопку для включения сети. И само название «фонарщик» уже не в моде – их именуют инженерами сетей или электриками.
Офеня (афеня) – странствующий торговец всякой мелочью: иголками, кольцами-серьгами, бумагой, лубочными картинкам. Прообраз современного менеджера по продажам. История офеней началась в XV веке, когда на Русь переселились греки, промышляющие в основном торговлей. Русские прозвали поселенцев «афинянами» (от города Афины), что постепенно переросло в «офени». Другие названия – коробейник, кантюжник, ходебщик, щепетильник. Спустя век бродячие торговцы возвели себя в ранг «тайного общества»: у них сформировался особый уклад жизни и собственный язык – феня, непонятный для обычных людей. Отсюда и пошло выражение «болтать по фене».
Ямщик – человек, занимающийся грузо- и пассажироперевозками на конных повозках. До распространения железных дорог ямщики были главным средством передвижения. Они возили на дальние расстояния, в другие города.
Медник – медники (другие названия – паяльщик, лудильщик) занимались пайкой из медных сплавов (меди, латуни и бронзы). Позже возникла близкая по направленности профессия сварщик. Наталия ВЕЛИКАЯ "Газета по-киевски"